Неточные совпадения
Но никто не видел
в этом ничего угрожающего обществу или подрывающего его
основы.
— Я думаю, — сказал Константин, — что никакая деятельность не может быть прочна, если она не имеет
основы в личном интересе. Это общая истина, философская, — сказал он, с решительностью повторяя слово философская, как будто желая показать, что он тоже имеет право, как и всякий, говорить о философии.
Как всегда, у него за время его уединения набралось пропасть мыслей и чувств, которых он не мог передать окружающим, и теперь он изливал
в Степана Аркадьича и поэтическую радость весны, и неудачи и планы хозяйства, и мысли и замечания о книгах, которые он читал, и
в особенности идею своего сочинения,
основу которого, хотя он сам не замечал этого, составляла критика всех старых сочинений о хозяйстве.
Этот милый Свияжский, держащий при себе мысли только для общественного употребления и, очевидно, имеющий другие какие-то, тайные для Левина
основы жизни и вместе с тем он с толпой, имя которой легион, руководящий общественным мнением чуждыми ему мыслями; этот озлобленный помещик, совершенно правый
в своих рассуждениях, вымученных жизнью, но неправый своим озлоблением к целому классу и самому лучшему классу России; собственное недовольство своею деятельностью и смутная надежда найти поправку всему этому — всё это сливалось
в чувство внутренней тревоги и ожидание близкого разрешения.
— Я никогда не разумел, — сказал он за супом, обращаясь к Алексею Александровичу, — одну густоту населения, но
в соединении с
основами, а не с принципами.
Прелесть, которую он испытывал
в самой работе, происшедшее вследствие того сближение с мужиками, зависть, которую он испытывал к ним, к их жизни, желание перейти
в эту жизнь, которое
в эту ночь было для него уже не мечтою, но намерением, подробности исполнения которого он обдумывал, — всё это так изменило его взгляд на заведенное у него хозяйство, что он не мог уже никак находить
в нем прежнего интереса и не мог не видеть того неприятного отношения своего к работникам, которое было
основой всего дела.
Левин чувствовал, что брат Николай
в душе своей,
в самой
основе своей души, несмотря на всё безобразие своей жизни, не был более неправ, чем те люди, которые презирали его. Он не был виноват
в том, что родился с своим неудержимым характером и стесненным чем-то умом. Но он всегда хотел быть хорошим. «Всё выскажу ему, всё заставлю его высказать и покажу ему, что я люблю и потому понимаю его», решил сам с собою Левин, подъезжая
в одиннадцатом часу к гостинице, указанной на адресе.
Опыт обзора
основ и форм государственности
в Европе и
в России.
Левин встречал
в журналах статьи, о которых шла речь, и читал их, интересуясь ими, как развитием знакомых ему, как естественнику по университету,
основ естествознания, но никогда не сближал этих научных выводов о происхождении человека как животного, о рефлексах, о биологии и социологии, с теми вопросами о значении жизни и смерти для себя самого, которые
в последнее время чаще и чаще приходили ему на ум.
Они были дружны с Левиным, и поэтому Левин позволял себе допытывать Свияжского, добираться до самой
основы его взгляда на жизнь; но всегда это было тщетно. Каждый раз, как Левин пытался проникнуть дальше открытых для всех дверей приемных комнат ума Свияжского, он замечал, что Свияжский слегка смущался; чуть-заметный испуг выражался
в его взгляде, как будто он боялся, что Левин поймет его, и он давал добродушный и веселый отпор.
А
в пансионах, как известно, три главные предмета составляют
основу человеческих добродетелей: французский язык, необходимый для счастия семейственной жизни, фортепьяно, для доставления приятных минут супругу, и, наконец, собственно хозяйственная часть: вязание кошельков и других сюрпризов.
Два-три десятка детей ее возраста, живших
в Каперне, пропитанной, как губка водой, грубым семейным началом,
основой которого служил непоколебимый авторитет матери и отца, переимчивые, как все дети
в мире, вычеркнули раз-навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и внимания.
А главная
основа предприятия
в том, что будем знать, что именно надо переводить.
Были
в то время произнесены между ними такие слова, произошли такие движения и жесты, обменялись они такими взглядами, сказано было кой-что таким голосом, доходило до таких пределов, что уж после этого не Миколке (которого Порфирий наизусть с первого слова и жеста угадал), не Миколке было поколебать самую
основу его убеждений.
— Что делать-с! Отец меня ждет; нельзя мне больше мешкать. Впрочем, вы можете прочесть «Pelouse et Frémy, Notions générales de Chimie»; [Пелуз и Фреми. Общие
основы химии (фр.).] книга хорошая и написана ясно. Вы
в ней найдете все, что нужно.
— Не злись, — сказала Лидия, задумчиво глядя
в окно. — Маракуев — прав: чтоб жить — нужны герои. Это понимает даже Константин, недавно он сказал: «Ничто не кристаллизуется иначе, как на
основе кристалла». Значит, даже соль нуждается
в герое.
— Создателем действительных культурных ценностей всегда был инстинкт собственности, и Маркс вовсе не отрицал этого. Все великие умы благоговели пред собственностью, как
основой культуры, — возгласил доцент Пыльников, щупая правой рукою графин с водой и все размахивая левой, но уже не с бумажками
в ней, а с какой-то зеленой книжкой.
— Разрыв дан именно по этой линии, — кричал Пыльников. — Отказываемся мы от культуры духа, построенной на религиозной, христианской
основе,
в пользу культуры, насквозь материалистической, варварской, — отказываемся или нет?
— Вот
в этих нормах ваших и спрятаны все
основы социального консерватизма.
—
В тех формах, как она есть, политика идет мимо коренных вопросов жизни. Ее
основа — статистика, но статистика не может влиять, например, на отношения половые, на положение и воспитание детей при разводе родителей и вообще на вопросы семейного быта.
В конце концов Самгин все чаще приближался к выводу, еще недавно органически враждебному для него: жизнь так искажена, что наиболее просты и понятны
в ней люди, решившие изменить все ее
основы, разрушить все скрепы.
Но слова о ничтожестве человека пред грозной силой природы, пред законом смерти не портили настроение Самгина, он знал, что эти слова меньше всего мешают жить их авторам, если авторы физически здоровы. Он знал, что Артур Шопенгауэр, прожив 72 года и доказав, что пессимизм есть
основа религиозного настроения, умер
в счастливом убеждении, что его не очень веселая философия о мире, как «призраке мозга», является «лучшим созданием XIX века».
—
В ней сокрыты все
основы наших заблуждений,
в ней — яд, разрушающий душу.
— Как же ты проповедовал, что «доверенность есть
основа взаимного счастья», что «не должно быть ни одного изгиба
в сердце, где бы не читал глаз друга». Чьи это слова?
До приезда Райского жизнь ее покоилась на этих простых и прочных
основах, и ей
в голову не приходило, чтобы тут было что-нибудь не так, чтобы она весь век жила
в какой-то «борьбе с противоречиями», как говорил Райский.
Мировая война — величайшее испытание для частно-гуманистического мировоззрения, оно пошатнулось
в своих
основах.
Идея всемирной империи проходит через всю историю и доходит до XX века, когда она теряет свой священный характер (Священная Римская империя) и приобретает
основу в значительной степени торгово-промышленную.
Диалектическая ложь, широко практикуемая марксистами на практике, оправдывается диалектическим материализмом, который,
в глубоком противоречии со своими философскими
основами, признается наконец открытой абсолютной истиной.
В человеке есть божественная
основа, Urund, о которой так хорошо говорил Туалер.
Но так как человеческая общественность была изолирована от мирового целого, от жизни космической и очень преувеличено было самостоятельное значение общественности, то образовался рационалистический утопизм с его верой
в совершенное, до конца рациональное устроение общественной жизни, независимое от духовных
основ жизни человека и мира.
Основы марксизма остаются незащитимы
в социальном мире.
Труд есть
основа человеческой жизни
в этом мире.
Но она не может быть рассматриваема как механическая смесь народностей — она русская по своей
основе и задаче
в мире.
Ей предстоит еще жертвенно отречься от своего материального органического прошлого, от старого своего хозяйствования, от старого своего государствования, которое многим еще представляется органическим, но которое уже подгнило
в своей
основе и разлагается.
Но
в Риме, как
в государстве, слишком многое осталось от цивилизации и мудрости языческой, как например самые даже цели и
основы государства.
Христова же церковь, вступив
в государство, без сомнения не могла уступить ничего из своих
основ, от того камня, на котором стояла она, и могла лишь преследовать не иначе как свои цели, раз твердо поставленные и указанные ей самим Господом, между прочим: обратить весь мир, а стало быть, и все древнее языческое государство
в церковь.
Вот почему автор книги об «
Основах церковно-общественного суда» судил бы правильно, если бы, изыскивая и предлагая эти
основы, смотрел бы на них как на временный, необходимый еще
в наше грешное и незавершившееся время компромисс, но не более.
Девушки, из которых образовалась
основа мастерской, были выбраны осмотрительно, были хорошие швеи, были прямо заинтересованы
в успехе работы; потому, натуральным образом, работа шла очень успешно.
Страшно мне и больно думать, что впоследствии мы надолго расходились с Грановским
в теоретических убеждениях. А они для нас не составляли постороннее, а истинную
основу жизни. Но я тороплюсь вперед заявить, что если время доказало, что мы могли розно понимать, могли не понимать друг друга и огорчать, то еще больше времени доказало вдвое, что мы не могли ни разойтись, ни сделаться чужими, что на это и самая смерть была бессильна.
Непосредственных
основ быта недостаточно.
В Индии до сих пор и спокон века существует сельская община, очень сходная с нашей и основанная на разделе полей; однако индийцы с ней недалеко ушли.
Парламентское правление, не так, как оно истекает из народных
основ англо-саксонского Common law, [Обычного права (англ.).] a так, как оно сложилось
в государственный закон — самое колоссальное беличье колесо
в мире. Можно ли величественнее стоять на одном и том же месте, придавая себе вид торжественного марша, как оба английские парламента?
В 1850 году Э. Жирарден напечатал
в «Прессе» смелую и новую мысль, что
основы права не вечны, а идут, изменяясь с историческим развитием.
В этой шутке Прудон, смеясь, выразил серьезную
основу своего воззрения на женщину. Понятия его о семейных отношениях грубы и реакционны, но и
в них выражается не мещанский элемент горожанина, а скорее упорное чувство сельского pater familias'a, [отца семейства (лат.).] гордо считающего женщину за подвластную работницу, а себя за самодержавную главу дома.
Уверенные
в победе, они провозгласили
основой нового государственного порядка всеобщую подачу голосов. Это арифметическое знамя было им симпатично, истина определялась сложением и вычитанием, ее можно было прикидывать на счетах и метить булавками.
Под этим большим светом безучастно молчал большой мир народа; для него ничего не переменилось, — ему было скверно, но не сквернее прежнего, новые удары сыпались не на его избитую спину. Его время не пришло. Между этой крышей и этой
основой дети первые приподняли голову, может, оттого, что они не подозревали, как это опасно; но, как бы то ни было, этими детьми ошеломленная Россия начала приходить
в себя.
Это
основы нашего быта — не воспоминания, это — живые стихии, существующие не
в летописях, а
в настоящем; но они только уцелели под трудным историческим вырабатыванием государственного единства и под государственным гнетом только сохранились, но не развились. Я даже сомневаюсь, нашлись ли бы внутренние силы для их развития без петровского периода, без периода европейского образования.
Мудрые правила — со всеми быть учтивым и ни с кем близким, никому не доверяться — столько же способствовали этим сближениям, как неотлучная мысль, с которой мы вступили
в университет, — мысль, что здесь совершатся наши мечты, что здесь мы бросим семена, положим
основу союзу. Мы были уверены, что из этой аудитории выйдет та фаланга, которая пойдет вслед за Пестелем и Рылеевым, и что мы будем
в ней.
Где и
в каком случае, случалось мне спрашивать, Прудон изменил органическим
основам своего воззрения?
Тина эта питала прошлое, обеспечивала настоящее и будущее — как отказаться от того, что исстари служило регулятором всех поступков, составляло
основу всего существования? как, вместо довольства и обеспечения, представить себе такой порядок, который должен
в самом корне подсечь прочно сложившийся обиход, погубить все надежды?
Конечно, свидетели и современники старых порядков могут, до известной степени, и
в одном упразднении форм усматривать существенный прогресс, но молодые поколения, видя, что исконные жизненные
основы стоят по-прежнему незыблемо, нелегко примиряются с одним изменением форм и обнаруживают нетерпение, которое получает тем более мучительный характер, что
в него уже
в значительной мере входит элемент сознательности…